“Про лестницу и альпиниста” или “я развиваю себя”



Это статья будет посвящена теме развития. Если еще конкретнее, то теме «развития человека» и тому, что мы вкладываем в это словосочетание. Думаю, вы согласитесь с тем, что развитие – это движение, изменение. Это переход от старого, привычного, к чему-то новому. Для наглядности развитие можно сравнить с лестницей, правда? Когда человек постепенно, шаг за шагом идет дальше, к какому-то своему «идеалу». Чем ближе человек подходит к нему, тем сильнее он это ощущает, тем выше его личный уровень развития. Как это понять? По самооценке («я доволен собой», «я успешен»), по отношению окружающих («хочется равняться на него, брать пример», «меня хвалят» и т.п.), по уровню жизни («у меня получается то, к чему я стремлюсь», «я достигаю своих целей»), да и просто по настроению.

С точки зрения психологии, в каждом возрастном периоде есть свои особенности развития, своя психологическая картина развития. У каждого она может быть разной, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей человека, ведь в каждом возрасте мы видим и чувствуем мир по-разному, по-своему.

Возраст – это своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями. Есть несколько видов возрастов:

Биологический возраст – степень развития организма;

Социальный возраст – степень развития социальных ролей и функций;

Психологический возраст – особенности психологии и поведения;

Физический возраст – количественный показатель развития человека (дни, недели, месяцы, годы).

И психологический возраст практически всегда не совпадает с физическим возрастом – вот такой парадокс развития! Вам может быть 15 лет, но вашей ответственности, силе воли и мудрости позавидует ваш дедушка. А может быть и наоборот: когда от человека ждут «правильных», серьезных поступков, например, на работе, а он еще абсолютно не готов к самостоятельной жизни и к принятию решений.

Одно можно сказать наверняка – человек не может не развиваться. Так он устроен, и так устроен наш мир. Приведу пример: представьте себе альпиниста, который лезет в горы. Наверняка, ему трудно, а периодами даже очень. Иногда бывает легко и новая высота ему быстро покоряется, потому что он хорошо подготовил снаряжение, или уже был натренирован, или был мотивирован. Но что будет, если он остановится, зависнет? Какое то время не будет ничего… Альпинист просто будет висеть. Может, он отдохнет, спланирует свой дальнейший маршрут и начнет двигаться дальше. А может, он вернется вниз, проделав такой сложный длинный путь, и не достигнув цели (обидно=разочарование). Вряд ли второй вариант развития событий даст ему «плюс» в его самооценку: появятся сомнения в своих способностях, упадок сил, растерянность и пр. Есть еще и третий вариант: остаться висеть на месте. Но как долго сможет продержаться альпинист? Пока он висит, с ним может произойти все что угодно (может сорваться вниз и разбиться, может замерзнуть и пр.), к тому же, есть базовые потребности, которые необходимо удовлетворять, чтобы жить: еда, сон, отдых, тепло, безопасность… Получается, что вариантов развития событий не так уж и много: собрать силы и достигнуть цели – влезть на верх; спуститься вниз и не достигнуть ничего, а только потерять (а может начать путь заново); остаться на месте и ждать «с моря погоды», или даже погибнуть (это деградация для человека).

Так и с развитием человека: мы не можем не развиваться, и мы делаем это постоянно, пусть даже очень маленькими шагами – читаем новую книгу, осваиваем незнакомый рецепт, в первый раз идем самостоятельно платить за электричество, садимся в автобус, на котором раньше не ездили, принимаем самостоятельное решение, пусть даже и не верное! И мы даже не задумываемся, насколько это важно! А это чрезвычайно важно! Невероятно важно! Это наш личный опыт, наша сила.

Если человек выбирает вариант «зависнуть» в своей комфортной среде, и ходить только по протоптанным дорожкам, он не получает новый опыт, не приобретает новые знания, умения, не идет вперед. Он застрял. Что в этом плохого? На какой-то период времени ничего, это даже нормально. А дальше? А дальше наступает следующий возрастной (или просто жизненный) этап, который требует от человека новых форм поведения, новых социальных ролей – «из школьника я становлюсь студентом», «из сына я становлюсь мужем». Различаются роли? Еще как! И их функционал тоже различается. Тут, я думаю, и пояснять не надо. А если надо, то пишите в комментариях – обсудим.

Природа настолько умна, что предусмотрела и этот момент – когда человек делает выбор «стоять на месте» (или за него сделали такой выбор люди, которые взяли ответственность за него на себя – а как они справляются с этой ответственность, уже другой вопрос). Для таких ситуаций природа припасла, то, что в психологии называется «кризис развития», или «возрастной кризис». При переходе от одного возрастного этапа к другому человек обязательно переживает кризис. Кризис=развитие. Пережив кризис, мы идем дальше с большим багажом знаний, навыков, мы более уверены в себе, мы более приспособлены, мы более успешны, мы можем намного больше! Не пережив кризис… ну вы помните пример про альпиниста. Конечно, всем нам можно и нужно помогать в такие сложные периоды жизни. Но, помощь тоже бывает разная… Я бы сказала, что это большая отдельная тема для статьи. И в следующий раз постараюсь ее раскрыть.

Так вот, вернемся к вопросу кризиса и развития. Не у всех кризис вызывает большие трудности – у кого-то он проходит легко и незаметно. Самый яркий пример – это подростки J Они переживают кризис взросления – ребенок пробует себя в роли взрослого, в которой никогда не был. Когда он освоит эту роль – то есть поймет ее функции, тогда кризис будет преодолен и человек какое-то время будет жить в этой новой роли, совершенствуя себя и свой опыт. Почему у других людей кризис проходит легко? Потому что все мы с вами рождаемся уже с определенным набором свойств, и у всех он разный – сильная/слабая нервная система, выраженность эмоций и пр. Все мы воспитываемся разными людьми (у которых свой жизненный опыт и багаж знаний), в разных социальных условиях. То есть природа предусмотрела такие кризисные периоды, чтобы толкать нас целенаправленно вперед, чтобы мы развивались, извлекали уроки, учились, менялись! Иначе, как выжить?! Ну, да… выжить, вероятно, можно. Тогда так: «как не выпасть из жизни» или «как не пропустить все мимо себя».

Не бойтесь кризисов. Да, порой это трудно, но преодолимо. Помните о том, что после него вы станете лучше и сильнее! Всегда ищите выход! Всегда двигайтесь вперед, к своим целям. Чувствуете, что попали в тупик, или ощущаете тяжесть жизни, или ее тусклость и пресность? Это значит, что вы подошли к границе следующей ступени: делайте шаги к чему-то новому, учитесь, проявляйте смелось, действуйте, вы на пороге личных открытий!

Развивайтесь. :)

5 комментариев

  1. Спасибо Валерия! Очень интересная, замечательная статья?ждём следующую!

  2. Мне тоже понравилась статья! Примеры очень понятные и простые! ;)

  3. Очень познавательно и интересно! Молодец!

Добавить комментарий

Если у Вас уже есть данные для входа на сайт (логин и пароль) Вы можете воспользоваться формой входа, если нет, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите на сайт с помощью профиля в социальной сети (рекомендуется). 


Авторизация
*
*
Если у Вас уже есть данные для входа на сайт (логин и пароль) Вы можете воспользоваться формой входа, если нет, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите на сайт с помощью профиля в социальной сети (рекомендуется). 
Регистрация
*
*
*
Если у Вас уже есть данные для входа на сайт (логин и пароль) Вы можете воспользоваться формой входа, если нет, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите на сайт с помощью профиля в социальной сети (рекомендуется). 
Генерация пароля